?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три месяца назад, сразу по завершении конкурса "Директор школы - 2011", на радиостанцию "Свобода" были приглашены несколько директоров школ, которые вошли в число лучших десяти директоров школ России из числа тех 405 директоров, которые решили принять участие в конкурсе. Среди них был и Александр Юрьевич Иванов, директор Школы имени А.М. Горчакова.

Вот - цитата с главной страницы официального сайта этого учебного заведения:
«Создание школы
Школа имени А.М.Горчакова задумывалась и позиционирует себя в настоящее время как современная версия Царскосельского лицея.
Выбор прообраза неслучаен. Появление в России Царскосельского лицея отвечало на запросы времени и общества, в котором была сильна вера в возможность серьезных социальных изменений. За 100 лет существования Лицея была подготовлена плеяда высокообразованных государственных деятелей, военных, деятелей культуры, оставивших заметный след в истории России. Известные события прервали жизнь Лицея. Лишь спустя почти столетие стало возможным возрождение лицейских традиций в образовании. Мы надеемся, что выпускники нашей Школы станут продолжателями этих традиций.
Мы понимаем образование как одну из главных жизненных ценностей и принимаем в школу детей из семей, предъявляющих высокие требования к уровню образованности и воспитанности своих детей.

Миссия Школы
Создание прецедента и ориентира для выстраиваемых в государстве сетей частных образовательных учреждений с целью позитивного влияния на общественную жизнь страны.

Цели Школы
Доказать обществу, что в результате совместных усилий заинтересованной компетентной элиты и социально ответственного бизнеса в России могут быть созданы учебные заведения, соизмеримые по своей роли с Царскосельским лицеем.»

Тамара Ляленкова:
"Школа имени Горчакова" возникла благодаря частной инициативе. Ее директор - Александр Иванов.
- У вас совершенно отдельна история - поэтическая, романтическая. И денег на это надо было где-то найти. Потому что те программы, которые вы хотите реализовать, это дорогие программы.

Александр Иванов: Да, это действительно совершенно отдельная история. Мы действительно существуем в исключительных условиях. Во-первых, это частная школа. Во-вторых, само ее название "Школа имени Горчакова – современная версия Царскосельского лицея", с одной стороны, ко многому обязывает, с другой стороны, предопределяет некоторые формы. У нас только мальчики, школа-пансион. Находится она за городом – в буквальном смысле в царском предместье – городе Павловске, расположена в парковой зоне, в особняке. Собственно говоря, идея учредителя, который вот уже 14 лет финансирует этот проект…

Тамара Ляленкова: Надо полагать, это кто-то из родителей?

Александр Иванов: Нет. Это человек, у которого не учатся ни дети, ни внуки в этой школе. Просто такое стремление души и желание сделать в окружающем пространстве, в современном российском обществе нечто, что может помочь обществу дальше развиваться. И хотя школа очень маленькая, там всего сейчас 35 мальчиков, но есть такой феномен – эффект бабочки. Попытка сделать что-то, что может привлечь внимание, изменить систему образования в целом в России.

Тамара Ляленкова: Как к вам попадают ваши ученики? Это платежеспособные родители или это какие-то одаренные дети?

Александр Иванов: Надо сказать, что в школу мы принимаем не каждый год – у нас всего два класса. Ребята учатся с интервалом в 3-4 года, и каждые 3-4 года мы ведем прием. На протяжении 14 лет опыт был разный. Первый опыт – это дети из неполных, малообеспеченных семей. Второй набор – это дети, отобранные по некоторой процедуре, в основном, с ориентацией на социальную одаренность. Последние 4 года идет радикальное переосмысление, что же мы делаем, для кого, для какой категории родителей, на каких принципах.
И наш главный принцип сейчас – мы принимаем в школу, скорее, не ребенка, а семью. Мы говорим о полноценном партнерстве семьи и школы. И первая наша встреча происходит коллегиально – директор, учредитель, несколько членов попечительского совета, педагоги, и мы достаточно долго (час-полтора) беседуем с семьей. Если понимаем, что эта семья разделяет те ценности, которые мы культивируем – приоритетность образования, ответственность за результаты образования, то тогда мы предлагаем тестирование ребенку. Если ребенок средне обучен, то он попадает в нашу школу.
Отдельная тема – это плата за обучение. Так как это школа-пансион, есть специальная программа, большое количество высокооплачиваемых учителей. Кроме того, образовательное путешествие дважды в год. Себестоимость школы очень высокая. Но у нас есть такой термин – дифференцированная посильная плата для семьи. Нам одинаково ценна мама, одна воспитывающая сына, которая отдает из своих 35 тысяч заработка в Санкт-Петербурге, что не так уж и много, 15, чем семья бизнесменов, которые из своего месячного дохода в 200 тысяч готовы платить 60, например, или 70.

Тамара Ляленкова: В чем особенность вашей программы?

Александр Иванов: Мы, по крайней мере, до старшей школы, до 10 класса, не специализируемся на каком-то отдельном направлении. Да, у нас чуть больше английского языка. У нас в школе работает носитель языка. Он скорее не учитель, а "француз-убогий", который в парк водит гулять, пристает к детям во время обеда, спортивных игр, создавая феномен свободного использования языка. Да, у нас информационные технологии с 5 класса. Да, у нас в зависимости от нашего видения ситуации, в учебном плане появляются дополнительные часы по тем или иным предметам. Но в основе - базисный учебный план обычной школы. Собственно говоря, мы по статусу негосударственная, но общеобразовательная школа. Однако поверх этой академической программы у нас накладывается программа дополнительного образования, потому что пансион - у нас ребята с утра до вечера. Домой они уезжают раз в две недели. И, следовательно, суббота и воскресенье – это отдельные экскурсионные программы. Это также вечернее видео, после которого идут дискуссии, они перерастают в старших классах, например, в киноклуб или специальный курс по киноискусству. Это дополнительные занятия музыкой. У нас каждый мальчик с 5 по 8 класс обязательно посещает музыкальные занятия и играет на одном из инструментов. Он поет в хоре, танцует, он занимается рисованием или спортом. На спорт у нас тоже дополнительные часы, которые включают утреннюю зарядку, бассейн, специальные программы по отдельным видам спорта.
Кроме этого, идут учебные проекты. Самые значимые из них – это образовательные путешествия, и это не только выезд за границу (одна поездка в течение года и одна по стране), но это специальная программа, которая предусматривает обучение ребенка навыкам путешественника – писать дневник, делать фотоотчет, фиксировать результаты, писать очерки, создавать журналы и т. д. Подготовительная работа длится несколько месяцев, ребенок сначала осваивает ту среду, в которую он поедет, а потом в этой среде он имеет возможность конкретно действовать. И вот такая интегрированность, такой синергетический эффект дает потрясающие результаты, которые не только и не столько выражаются в результатах Единого государственного экзамена, сколько формируют, наверное, совершенно иное представление о мире, представление о себе, о своих возможностях, совершенно иное представление о том, что такое образование.

***
Официальный сайт лицея

Интервью с директорами школ вышло в эфир 25 декабря 2011 года в рамках авторской программы Тамары Ляленковой "Классный час":
Текст интервью на сайте радио "Свобода"
Аудиозапись передачи (беседа с А.Ю. Ивановым - с 29 минуты)

Интервью с Александром Юрьевичем Ивановым и другими финалистами — в архивной версии сайта Конкурса 2011 года

***
Если у участников сообщества возникнут вопросы с Александру Юрьевичу, обязуюсь переправить их по назначению.