?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уроки труда в школе

Почти три года назад я размещал в сообществе rukids пост про уроки труда в школе. Пост оказался популярным (более сотни комментариев), и при этом то, что в нем было написано, близко мне до сих пор. Вся моя грусть по поводу того, что я вижу в школах, которые лишились полноценных уроков труда, по прежнему жива (я говорю о "средней температуре по больнице").
Ниже - полная копия моего поста. По ссылке можно посмотреть комментарии, многие из которых, на мой взгляд, оказались гораздо интереснее моего текста.
Хотелось бы узнать у сегодняшних читателей сообщества "Другая школа" о Вашем отношении к урокам технологий, лично о Вашем образе "идеального урока труда".

Оригинал скопирован из поста Уроки труда в школе
У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, предназначенную для школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики разбили раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
zyablitskaya
Feb. 17th, 2012 08:00 pm (UTC)
Пока я могу ответить только на первый вопрос, т.к. сын еще садиковского возраста.
Я лично в школе уроки труда очень любила. И кулинарию, и шитье. У меня были 2 учительницы, которые очень любили свое дело, при этом ни та, ни другая не имели профильного образования. Они просто любили готовить и рукодельничать. Шить хорошо я научилась именно в школе и до сих пор иногда это делаю ))) Именно в школе меня приучили к тому, что если уж взялся за вещь, сделай это как следует.
Через несколько лет после окончания школы, я поняла, что одним из факторов любви к этому предмету было то, что мы на этих уроках расслаблялись. Я помню, когда мы после руководства к действию садились в кружок с девчонками, я рассказывала всем очередной рассказ из Шерлока Холмса. И процесс шел, и мне приятно было, что меня слушали и никто не ругал, что мы болтали. Часто во время шитья просто разговаривали "за жизнь" с учителями. Кстати, шили многие потом. Полюбили.
А вот как мама, я была бы обеими руками ЗА то, чтобы моего сына научили каким-то навыкам, которые ему бы пригодились в быту. Возможно, мы и сами этому научим, но если еще и школа подсоединиться, я не против. Писать нынешние "проекты", которые присутствуют в программе, на мой взгляд - это лишнее и к технологии уже отношения не имеет. Вот табурет починить, ножки у дивана поменять, подпилить, привинтить. В общем, РУЧНОЙ ТРУД! Без вызова специалиста на дом - это цель уроков труда, на мой взгляд. Научить элементарным навыкам ))
antoshkin
Feb. 18th, 2012 05:13 pm (UTC)
Спасибо Вам за подробный ответ. У меня в чем-то очень похожая история, только в "мальчиковом" варианте. Я на первый этаж, к мастерским, бегал часто и на переменах, бывали у нас общения и по вечерам, после уроков. На переменах я с учителем труда в шахматы играл. Такое общение за пределами обычных уроков создавало совсем другой уровень отношений. И, соответственно, значительно расслабляло (в хорошем смысле) во время уроков труда. Это все было интересно. И то, чему я научился в школе на уроках труда, послужило хорошим добавлением к тем навыкам, которые у меня образовались благодаря моему папе, моему дяде.
Целиком согласен с Вами, что было бы совершенно замечательно, если бы в школах учили детей тем навыкам, которые понадобятся им, как только они обзаведутся собственными семьями (а на самом-то деле, возможно, и задолго до этого). Есть ведь масса технологий, которыми пронизан наш быт. Это, помимо обычных готовки - шитья - мелкого ремонта, еще и масса более серьезных вещей. Например, условный спецкурс "Школа ремонта" позволил бы освоить и технологию наклеивания обоев, и основы электрики, и навыки в сборке мебели, и работу с красками, и элементарные задачки, связанные с сантехникой. И многое многое другое.
zyablitskaya
Feb. 18th, 2012 09:05 pm (UTC)
Вспомнила еще вот что. Наша учительница организовала школьный кооператив по пошиву детской одежды (конец 80-х годов еще была эпоха дефицита. Мы по понедельника шили рубашки, шорты для мальчиков, платья для девочек. Труд в бригаде она организовала по типу ателье: закройщик(это была я), швеи, каждая была закреплена на определенной операции и бригадир (тоже была я). Потом мы это продавали, помню, как продавать было стыдно. Тогда торговля была не в таком почете :))) В общем-то, продажи у нас проходили успешно и за аренду мы тогда ничего не платили.
Оплата труда у нас была так же, как в ателье, в зависимости от сложности работы. Я получила больше всех, аж 18 руб., т.к. я закройщик, у меня был самый большой коэффициент, плюс бригадир и продавец. Ух, как я была довольна. Это были мои первые заработанные деньги и я училась в 7-ом классе. После того, как получила свои заработанные деньги, научилась думать, стоит мне что-то покупать или это блажь ))) Свое было жалко. Это тоже я считаю большой плюс )))
antoshkin
Feb. 19th, 2012 06:29 am (UTC)
Ох, в наше время, я боюсь, редкая школа может рискнуть организовать такое производство, которое позволило бы детям зарабатывать... Во-первых, могут найтись неадекватные родители, которые обвинят школу во всех смертных грехах, а во-вторых наше современное законодательство таково, что директора школ редко когда рискуют выходить за рамки того, чего от них ожидают контролирующие органы. Собственно, во многом именно в этом - корень проблем, которые сейчас поглотили школьную жизнь и не дают им свободно развиваться.

Кстати, вспоминаются еще и школьные трудовые отряды. Это ведь тоже был хороший шанс заработать свои первые деньги. Прекрасный пример совмещения приятного с полезным (хотя, быть может, и не всегда организовывавшийся удачно).
zyablitskaya
Feb. 19th, 2012 08:17 am (UTC)
Сейчас не только школе не дадут, но и с реализацией будут большие проблемы. Тогда директор школы просто договорилась с директором магазина, который предоставил площадь. Ничего за это не платили. А сейчас все частное, любой метр - это аренда. Поэтому вряд ли )))
unregis
Feb. 18th, 2012 06:14 am (UTC)
Нет, школьные уроки не пригодились.
С философской точки зрения школьная трудовая деятельность делится на созидательную и преобразовательную. Первая - например, сделать табуретку из досок или сварить обед. Вторая - просверлить отверстие в стене, покрасить стол или сделать макияж. Созидательная работа с точки зрения воспитания человека полезнее. Но тут есть две проблемы. Одна - вечная и состоит в том, что нужно преодолеть первый этап. Кривые табуретки, подгоревшие котлеты, неработающие программы. Вторая - современная. Дело в том, что в окружающем нас мире практически нет предметов, сделанных людьми(!) Все делают машины. Возникает непреодолимая эстетическая разница между материальным миром и сделанными самостоятельно вещами. Представьте себе, что на уроке труда дети делают айфоны...представили ?
Таким образом, имеются следующие возможности. Можно создавать что-то, относящееся к предметам искусства. Фенечки, украшения, книги, картины. Или же выходить на передний край. Станки с ЧПУ, 3d принтеры.
Что касается преобразовательской деятельности, то тут все проще. Действительно, можно учиться сверлить, врезать замки, красить стены.
antoshkin
Feb. 18th, 2012 05:26 pm (UTC)
Спасибо за комментарий. Да, наверное, преобразовательную деятельность проще организовать, ибо примеров оной в окружающей нас жизни теперь действительно больше. Но в быту есть и примеры созидательной работы. В конце-то концов та же кулинария, на мой взгляд, совершенно напрасно переведена в ведение исключительно девочек. Всем полезно было бы получить представление об основах приготовления пищи. Мало ли, как у мальчиков жизнь сложится.
Предложенное Вами направление со станками с ЧПУ, 3d-принтерами я видел на практике. Был полтора года назад в командировке, в Тюмени, и там, в школе №88, мне как раз показывали классы для проведения уроков технологий. Для девочек там была программируемая швейная машина, а для ребят стояли рядышком 3d-сканер и станок для тонкого фрезерования объемных моделей в соответствии с заданной программой (http://ant69.gallery.ru/watch?ph=3S4-cGFcu + http://ant69.gallery.ru/watch?ph=3S4-cGFcx)

На самом деле, возможно, уроки труда можно интегрировать с уроками по другим предметам. Например, сделать гербарные рамки для уроков биологии или соорудить макет древнего городища для урока истории или сделать декорации для какого-нибудь школьного спектакля. Чем не созидание?
Оксана Павлова
Sep. 24th, 2013 08:14 am (UTC)
Вот и я тут на досуге задумалась..и куда же это делись из школ эти замечательные уроки? Вообще что-то не то происходит в нашем образовании.Чему учат наших детей?К какой жизни готовят? Где не надо думать,не надо ничего делать,всё можно заказать (на дом причем) и тебе привезут.. А как было бы здорово,если бы в каждой школе был живой уголок,свой собственный сад-огород,где дети бы день-за-днем наблюдали за живой природой.Где,на уроках труда, они могли бы сами выбрать, чем хотят заняться -выпиливать или печь пироги (с яблоками из собственного сада).По-моему мнению,именно так должна выглядеть школа будущего.И если бы я лично,смогла хоть чем то помочь осуществлению такого замечательного плана,хотя бы в одной школе,то сейчас бы побежала..но у меня нет педагогического образования..вот думаю,может в депутаты))))) зайти с другой стороны))

( 8 comments — Leave a comment )