?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Тамбовской области расположен город Уварово. В этом небольшом городе еще год назад в системе среднего образования имелись кадетский корпус (примерно 400 учеников), Лицей (около 550 учеников) и три общеобразовательные школы (более 1200 учеников). В результате реорганизации, проведенной в середине 2011 года, к лицею присоединили три школы, и теперь в городе есть только лицей и кадетский корпус. И управление образованием.
Директор Уваровского лицея, Владимир Николаевич Ардабьев, с конца 2010 года ведет свой блог. Цитирую ниже последний пост Владимира Николаевича. Свои комментарии вы при желании можете оставить либо в блоге Владимира Николаевича, либо в этом посте. Если вопросы или комментарии появятся у участников сообщества "Другая школа", я обязательно ретранслирую их автору.

Хорошо ли сейчас жить в школе?
«...хорошо жить в окружении неусталых людей».
Это цитата из книги «Ватага «семь ветров» безмерно уважаемого мною Симона Львовича Соловейчика. Я встречался и беседовал с ним всего один раз. Это было давно, где-то в 80-е годы, когда Симон Львович работал в«Учительской газете». Там, в здании редакции УГ, меня познакомил с ним Александр Изотович Адамский. Мы присели на какие-то стулья в коридоре редакции и беседовали о школе и о педагогике сотрудничества. Эту мимолётную (и как потом выяснилось единственную) беседу трудно забыть.
Как далеко нынешнее состояние школьных учителей от того царившего тогда душевного подъёма! И та далёкая беседа вспоминается мне всё чаще — контраст профессионального тонуса учительства той эпохи и наших дней слишком велик!
Попробую объяснить свой взгляд на проблему.
Так получилось, что школьный документооборот за годы нескончаемой модернизации системы образования возрос на несколько порядков. Я много писал и говорил о том, что учителя современной школы работают не на детей, а на целлюлозно-бумажный комбинат. Многостраничные рабочие программы, обычные и электронные журналы и дневники, журналы классного руководителя, нескончаемые отчёты т пр.
А что стало с нашими учителями?
Только бы не получилось наоборот
Уже не просто наболело. Страна вопиет!
С Президентом РФ
В ходе той же модернизации образования идет борьба за сокращение «неэффективных расходов» в школе. Неэффективными расходами считается оплата труда лаборантов, библиотекарей, документоведов, завучей, да и директоров тоже. Идёт оптимизация штатов, легко догадаться какие ставки в первую очередь подлежат сокращению. Отсюда объединение школ и другие подобные меры, целесообразность которых не очень очевидна. Ведь «неэффективные» расходы уменьшатся до минимума, только если в школе не будет никаких работников, кроме учителей.
Зато количество чиновников во всех управляющих образованием структурах выросло тоже на порядок. Они создают работу друг для друга, но в истоки информационного потока поставлена школа. Ведь именно её «мониторят» и контролируют.
Вопрос: как школа может реализовать запросы образовательных чиновников на всё возрастающие объемы разнообразной информации?
Даже если умная и уже немногочисленная школьная администрация пытается собою защитить учителя от бумажного вала, учителя всё равно вынужденно пишут, пишут, пишут...
Во всё возрастающей нехватке учителей в школах виновата не только низкая учительская затрата, в значительной мере учителя покидают школу из-за изнурительного бумаготворчества. И при этом учитель отчётливо понимает всю бесполезность этого труда для качественного ведения образовательного процесса. В такой ситуации учителю (да и остальным школьным работникам) все труднее и труднее оставаться энтузиастом.
Мы получили «уставшее» учительство. Хорошо ли жить учителям друг с другом? Хорошо ли детям с такими учителями?
Выход:
либо объемы документооборота должны быть уменьшены на несколько порядков,
либо в школах должны быть созданы канцелярии с десятками специалистов занимающихся только документооборотом.

Нетрудно догадаться какое из решений целесообразнее, однако, любое из этих решений не под силу самой системе образования. Значит, решение должны быть политическим.

В заключение я подумал, что не мне следует давать совет, на каком уровне это решение должно быть принято!
Мне хотелось, чтобы над этой проблемой подумали все педагогические работники. Если что придумаете, пишите! Здесь в комментариях или ещё где-то.

(оригинал поста здесь)


***
С понедельника в Лицее города Уварово проводится проверка. Десять дней значительная часть учителей и администрация этого учебного заведения будут выключены из учебного процесса.