?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Евгений Александрович Ямбург - один из самых ярких школьных руководителей нашего времени. Недаром у него так любят брать интервью, а также приглашать его на радио, телевидение или для участия в самых разных мероприятиях. При этом Евгений Александрович умудряется не забывать о своей школе, уделяя ей то время, которое не занято вышеперечисленными активностями :)
(картинка взята с сайта МК)

На сайте Московского Центра образования №109 (он же - "школа Ямбурга"), которой Евгений Александрович руководит уже не один десяток лет, размещено описание модели "Адаптивная школа", основная суть которой заключается в следующем:

«Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а напротив, именно школа стремится адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья. Вот почему адаптивная школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования, осуществляя на деле разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.
Адаптивная образовательная модель — модернизированная массовая общеобразовательная школа для учащихся со смешанными способностями.»

Важно отметить, что это - не "сухая теория", а фактически описание реального устройства реально действующей успешной школы, "древо жизни" которой "зеленеет" даже в пасмурную позднеосеннюю погоду.

В описании модели рассмотрены следующие вопросы(ссылки ведут на сайт ЦО 109):

Что это такое?
Как это создать?
Как управлять?
Что из этого следует?

***
Интересно, а кому-нибудь известны примеры других школ, построенных на базе этой модели? Это - не загадка, это - просто вопрос :)

***
Евгений Александрович регулярно печатает свои эссе в газете Московский комсомолец. Найти их можно здесь. Поскольку читать его столь же интересно, как и слушать, исключительно рекомендую проверить эту ссылку.

Тем же, кто предпочитает видеоряд тексту, предлагаю подборку из нескольких видео-записей. На самом деле темы, которые поднимаются Евгением Александровичем в этих роликах, можно обсуждать долго. Но самое главное — в том, чтобы для начала осознать их существование.











Comments

( 7 comments — Leave a comment )
big_us
Dec. 13th, 2011 07:54 pm (UTC)
Зашла по ссылке. Увидела вот это в новостях.
"Для повышения уровня успеваемости и выполнения учащимися правил поведения в школе, педагогический коллектив ввёл школьный рейтинг учёта успеваемости и поведения учащихся за неделю. В пояснительной записке объясняется, сколько баллов выставляется по трём позициям недельного рейтинга учащегося. Итоги рейтинга классные руководители подводят в субботу и сообщают учащимся."
Дальше можно не читать. В правильно организованной школе вместо правил поведения, которые надо отслеживать раз в неделю - почти самовоспроизводимый уклад жизни, который принимается участниками процесса. И доверие классным руководителям, которые без отчета раз в неделю разберутся со своими детьми.
antoshkin
Dec. 14th, 2011 05:11 am (UTC)
Соглашусь с Вами в том, что такой подход, с публичным рейтингованием, вызывает определенное напряжение и, очевидно, для многих детей создает дискомфорт. Тут больше кнута, чем пряника. Такой мониторинг можно вести, но главной его целью при этом, как мне кажется, должна быть задача "измерения" того, что происходит с каждым конкретным ребенком. Если появляются проблемы - вносятся коррективы в образовательную или воспитательную тактику работы с ним. Если выявляются успехи в каком-то направлении - их можно начать поощрять и стараться развивать и дальше.
Не согласен я с Вами лишь в том, что "дальше можно не читать". Мне кажется, что школа Ямбурга - это школа, по некоторым параметрам довольно сильно отличающаяся от "средневзвешенной" школы. И дело даже не в тех ресурсах, которые школа успела накопить за годы своего существования. Несмотря на все те претензии, которые к этой школе предъявляются, у школы есть положительный опыт, который в той или иной степени может быть использован и другими школами. Насколько я понимаю, важно, анализируя любой опыт, не только отмечать негативные стороны (а отмечать их надо обязательно!), но и искать позитив.
Как ни крути, у выпускников этой школы практически стопроцентное поступление в сильные ВУЗы, в школе есть масса традиций, связанных с театральным искусством, поэзией, живописью (вот пример: http://www.gazeta.ru/culture/2011/01/28/a_3507554.shtml), у этой школы - мощный опыт работы в области коррекционной педагогики. Детей с отклонениями в развитии принимают в детский сад и "ведут" их с трехлетнего возраста.
Очевидно, есть и другие положительные примеры. Есть и другие отрицательные. Мне кажется, разбирать полезно и те, и другие. Положительный опыт можно использовать, а отрицательного - постараться избежать.
Кстати, нашел многочисленные отзывы о школе 109. Негатива в отзывах больше, но, как мне кажется, негативом люди всегда делятся с бОльшей охотой.
1 ветка комментариев: http://www.s-cool.ru/postx256-0-15.html
2 ветка комментариев: http://www.s-cool.ru/postt256.html

И еще одно. Повторю то, о чем написал в посте. То, что пишет Евгений Александрович, безотносительно к его школе, вызывает уважение и заставляет в чем-то переосмыслить свою позицию (даже если отдельные его тезисы читателя не устраивают).
olesya_smesnyh
Dec. 13th, 2011 08:26 pm (UTC)
Здрасте нафиг, при чем тут Ямбург? Адаптивная модель школы - тема докторской диссертации Капустина, защищенная лет 15 назад. Тоже мне откровение!
antoshkin
Dec. 14th, 2011 05:17 am (UTC)
Здравствуйте. В моем посте не написано, что модель адаптивной школы разработана Евгением Ямбургом. Я лишь написал о том, что описание этой модели приведено на сайте школы, а сама школа функционирует сейчас во многом на основании положений, описанных в этой модели. Если с диссертацией Капустина при этом совпадает не только название, но и весь текст, то я уверен в том, что Ямбург с Капустиным имели по этому поводу определенные договоренности.
Никакого желания поразить участников сообщества своим постом я не имел. Мне показалось важным написать о школе, которая отличается от многих школ, нас окружающих, и я предложил некоторое количество ссылок на тексты и видеовыступления Евгения Александровича, которые, как мне кажется, полезно увидеть всем, кто связан с образованием.
olesya_smesnyh
Dec. 14th, 2011 06:29 pm (UTC)
Мои родные племянницы и еще 6 детей моих знакомых, проживающие на Юго-Западе, закончили эту школу. По их единодушному мнению, школа сильно перепиарена, там и половины нет того, о чем говорит и пишет уважаемый Евгений Александрович. Но он имеет исключительное политическое чутье и сверхъестественное умение держать нос по ветру, отвечать чаяниям педагогической общественности. Что и доказывают приводимые Вами ссылки.
antoshkin
Dec. 14th, 2011 08:03 pm (UTC)
Спасибо Вам за комментарии.
Да, про хороший пиар не поспоришь! Что же касается того, что в школе нет и половины из того, что о ней говорится, лично я едва ли смогу прокомментировать, ибо сам в этой школе не был. Наверное, нет и особого смысла делать предположения о том, почему создается такое впечатление. По той же причине.
Вообще, уходя немного в сторону от конкретики данного поста, мне интересно сейчас в том числе понять, насколько публикация таких обзорных постов полезна. То, что по поводу школы Ямбурга не появилось ни одного комментария позитивного, связано с неудачным подбором героя? Или же сам по себе формат таких обзоров, содержащих слишком много информации, не очень удобен для ЖЖшного формата?
То есть, если чуть переиначить вопрос, стОит ли делать подобные обзоры в дальнейшем, или лучше переключиться на описание отдельных конкретных примеров в отдельных школах?
p.s. То, что я написал именно про Ямбурга, очень легко объяснить. Две недели назад я слушал его мастер-класс, а сейчас таскаю в рюкзаке его книжку, которую читаю не без удовольствия. Захотелось зафиксировать услышанное - прочитанное, заодно поделившись с сообществом.
papasasha
Dec. 14th, 2011 08:20 pm (UTC)
Паш, однозначно надо (хотя бы даже как повод вызвать дискуссию :)


( 7 comments — Leave a comment )