?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

voluntarius

Волонтёр (от латинского языка voluntarius — добровольно)
Лицеисты добровольцы откликаются на призыв учителя:
«Войди в другой класс с собственным проектом»
Я наблюдаю зарождение идеи ученика и её исполнение.
В индивидуальном задании старшеклассника прописаны возможные темы проектов, сообщений, опытов, вопросы решаемые волонтёром. Первая трудность убедить прочитать текст задания. Хочется, что бы ученик П. прочитал задания в начале четверти.
Часто звучит вопрос: «Можно выполнить вдвоем?» Бригада на уроке и бригада в волонтёрстве приветствуется. Компания подбирается по интересам, опытности,
желанию комфортно провести время, для расширения своего кругозора - хотя это никогда не произносится. Участники дополняют друг друга, мало опытов - дополнит другой.
Волонтёры, особенно первый раз входящие в класс, волнуются, теряются все слова.
Отсев желающих принять участие в такой работе виден. Неудачные выступления обескураживают – как же так? Всё сказал, и прошло три минуты! Всё!
Волонтера готовишь выйти на публику с нестандартными приёмами.
Младшие дети узнают старших, беседуют на переменах, обращаются как к авторитетному человеку с вопросами, поиск ответа приводит ученика опять в этот класс. Затягивает как трясина. Дети показывают свою зрелость, самостоятельность, инициативность.
Какие темы выбраны? В каждом классе своя направленность: восьмой класс изучает химическую грамотность - химические знаки. В перечне предполагаемых к выполнению заданий: периодическая система и знаки: планеты, города, страны, мифические герои, имена, история открытия элементов. Выбор обильный К. выбрала мифические герои в названии элементов. Ученица К. приготовила газету с собственными рисунками, получила образцы элементов, ребёнок может держать в руках титановую лопату, репетирует с одноклассниками, находим класс в котором желают дополнить изучение данной темы.
Названия и открытие химических элементов в форме газеты появляется почти сразу. Вслед за первым выступлением новая заявка для выхода в начальную школу. Хорошо, что понимаю мои ученики – охватить всю историю нет возможности. Отбор материала, и интересного для маленьких детей обеспечит вам успех выступления.

Прошедшая практическая работа «Обращение с лабораторным оборудованием» интригующая тема в исполнении младших школьников, когда ребёнку постоянно необходимо работать руками. Познакомить с названием оборудования. Растворение соли, выделение её из раствора похоже на сказочное чудо. Соль можно попробовать мизинчиком, захватив её с предметного стеклышка.

Мне поступил заказ показать «Круговорот воды» Выполнять серию экспериментов восьмикласснику трудно. Всё оборудование со шлифами пошло в опыт. Колбу, холодильник, дефлегматор поток воды в холодильнике, противоток. Узнали значение слова ФЛЕГМА. Я назвал для примера термины употребляемые учеником. Такое событие провести в не оборудованном классе невозможно. Приглашаем малышей в химический кабинет.
Тема «Физические и химические явления» являлась также заказной. Многочисленные опыты выполнялись в кабинете химии, проведение каждого опыта разучивал весь 8 класс.
Младшим поручили сгибать стеклянные трубки и плавить парафин. Обожжены пальчики,
девочки нетерпеливы. «Горячее стекло выглядит так же как холодное»
В девятом классе ученики откликнулись на тему цвет пламени различных металлов.
Несложное оборудование было собрано руками девятиклассников. Петельки для опытов сгибали из нихромовой проволоки. Опробовали в действии. Однако, выступающие взялись за тему трудную для себя, и тем более для малышей. Кругозора мело.
Весь эксперимент протекает за секунды, комментарии отсутствуют. Мало читали мои ученики. Желание девятиклассников показать себя в волонтёрстве появлялось в конце четверти. Я не возражал, и разрешил провести эксперимент, как мне кажется неудачный.
Но процесс обучения продолжается и в неудачном выступлении.
Другой призыв в волонтёрсво возник на теме «Соединения кальция» Мрамор, доломит, мел, накипь в чайнике. Способы узнать карбонаты среди коллекции камней. Всё это дети проделывают. И заодно из силикатов высекают искры. Данная тема очень широка, глобальные проблемы выбросы углекислого газа, усвоение растениями его в фотосинтезе и многое другое, мои дети рассказали как бы стесняясь. «Мы всё знаем, но почему, то быстро всё прошло»
Химические процессы многообразны, изучаются в биологии, географии, физике,истории.
Понять и объяснить протекающие процессы в природе может любознательный и стремящийся узнать механизм происходящего. Пока девятиклассники способны выполнить конкретные действия с веществами, подготовленный опыт прекрасно получится, но нет текста. Молчком выйти к лабораторному столу, провести опыт мало. Мы обучаемся общению.
Одиннадцатиклассники выходят к младшим ученикам легко. Общаются свободно. Назову темы: Состав почвы. Химический состав воздуха. Вода универсальный растворитель. Вещества легче воздуха и тяжелее. Разделение смесей.
Наблюдая общение старших с маленькими иногда, кажется, в класс вошли новые учителя, у многих получается диалог и главное они имеют желание общаться с детьми.