?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Общеизвестно, что для первоклассников основная задача-минимум первой в их жизни учебной четверти – «примерить» на себя новую социальную роль («ученик»), а задача-максимум - постараться найти комфортную нишу для своего «Я» в этой новой роли. Задача учителя – максимально в этом помочь каждому ребёнку.
Поэтому работа в первой четверти в 1 «А» классе была направлена на то, чтобы создать в классе доброжелательную атмосферу и помочь детям без страха войти в школьную жизнь, а также освоить правила поведения и взаимодействия друг с другом и взрослыми. Я понимаю, что данные утверждения не выглядят как учебная программа (т.е. программа обучения по какому-либо школьному предмету), но успешная адаптация первоклассника даёт возможность сохранить у ребёнка положительную учебную мотивацию на долгое время и интерес к учёбе в дальнейшем.
Для того, чтобы ребятам было легче переживать в течение учебного дня длительное отсутствие близких людей, каждому из них к началу учебного года родители сделали личный дневник, в котором есть следующие разделы: «Мой класс», «Мой лицей», «Моя семья», «Мои дела» и «Что обо мне говорят». В дневнике есть фото ребёнка, его родственников, домашних животных и пр., что не только даёт ребёнку дополнительную моральную поддержку (особенно, в первые учебные дни), но и повод для общения с одноклассниками.
Кроме того, ребята делают записи в соответствующих разделах по мере необходимости («Мои дела» - информация об экскурсиях: куда едем, что взять с собой; о творческих заданиях на выходные или каникулы и пр.; «Моя семья» - тексты и рисунки о своих близких и себе; и т.п.). Данные записи являются для них «напоминалками» (что является началом формирования ответственности, например, за выполнение своих дел). В разделе «Что обо мне говорят» пока оставляют свои записи учитель, куратор и родители: все записи строго положительные и отмечают успехи (продвижения) ребенка в любом деле (от написания буквы до помощи товарищу). Работа с личным дневником – это длительный проект, рассчитанный на 4 года.
Вторым долговременным проектом, который был начат по моей инициативе на первой неделе сентября, является создание книги «Я сам». Книга представляет собой папку с файлами, куда вставляются написанные ребёнком странички о своем имени, своем доме, своих увлечениях и мечтах, своей семье, друзьях и пр., а также его различные работы, размышления и тексты. В качестве лирического отступления, хочу заметить, что дети с удовольствием перечитывают и рассматривают написанное и нарисованное в этой книге, смотрят книги других ребят, обсуждают... Общаются, одним словом!
Обучение грамоте. Основной учебной задачей первого класса является развитие речи ребенка (как устной, так и письменной), т.е. умения выразить свою мысль так, чтобы тебя поняли другие люди. Выразить без страха и волнения, что над тобой будут смеяться от того, что ты сделал что-то «не так». На решение этой задачи направлено устное составление текстов детьми о событиях, которые с ними происходят и запись этих текстов взрослым в тот момент, когда ребенок говорит («письмочтение»).
Так как многие ребята в моем классе уже умели читать (в той или иной степени), то тексты я и куратор записывали печатными буквами, а затем дети читали их всему классу. С какой радостью и удивлением ребёнок смотрит на процесс превращения слова сказанного в слово написанное. Его слова! Как ревностно проверяет взрослого («А где Вы записали, что я сказал?»), водит пальцем по строчкам, старательно читая написанное (даже если еле-еле читает по слогам). И заставлять не нужно. И сочинять совсем не страшно: это ведь с тобой происходило, все известно.
А уж когда текст записан, проверен, то рвутся к доске все! И даже, если не успеваем за один урок всех послушать (а чаще всего так и происходит), то не оставят в покое учителя до тех пор, пока не выступят.
В течение первой четверти первоклассники сочинили (прочитали и обсудили) следующие тексты: «Привет от лета» (о своих летних впечатлениях), «Портрет осени», «Экскурсия в зоопарк», «Музей сказок «Жили-были»». Кроме того, один текст был записан родителями в личный дневник (а потом прочитан в классе ребёнком): о том, что они помнят из своего детства о посещении зоопарка.
Важное условие данного вида работы: каждый текст должен быть прочитан и обсужден с ребятами. Причем, обсуждение ведется в двух направлениях: по содержанию (о чём говорится в тексте) и форме выражения мысли (что хорошо получилось, что не совсем понятно и т.п.). Первыми высказываются дети. Всегда найдется то, что кому-то понравилось, т.е. каждый ребенок (независимо от качества и размера сочиненного текста) получит свою порцию одобрения. А после этого и замечания по поводу «шероховатостей» написанного воспринимаются спокойно, многие ребята стараются в дальнейшем не повторять речевых ошибок, о которых им говорилось раньше.
Большое количество времени отводилось на игры со словами, которые помогают формировать зрительный образ слова и помогают понять его смысл (составление слов из предложенных букв, нахождение «спрятанных слов» в непрерывной буквенной цепочке, «шифрование» и т.п.), особый интерес вызвало у ребят отгадывание загадок и ребусов. Загадки (особенно из сборника Даля) сначала отгадывались с трудом, но потом (при постепенном расширении словарного запаса детей) стало легче. Ребята сами читают загадки для всего класса, делают это с удовольствием даже те, кто читает по слогам (и не просто читают, а просят, чтобы им дали прочитать!). Ребусы так полюбились всем, что к концу четверти дети стали сами их придумывать и загадывать друг другу.
Параллельно с письмочтением ведётся и необходимая работа по обучению ребят письму (звуко-буквенный анализ слов, изучение письменных букв, штриховка и пр.).
В конце сентября первоклашки сделали свои первые газеты («Портреты осени»), в которых изобразили осень такой, какой она была в том стихотворении, которое они выучили по своему выбору (дождливую, унылую, золотую, щедрую и т.д.). Работали группами по 4 человека, стихи у всех были разные, поэтому для того, чтобы сделать общий портрет осени, нужно было послушать друг друга не один раз, договориться, что будут рисовать, почему именно это, кто и что будет рисовать и разукрашивать, как расположить все рисунки и т.д. До того, как начали работать на большом листе, сделали командный эскиз. На этих же газетах разместили свои тексты об осени, сравнили свои впечатления с настроением поэтов.
Портреты осени получились очень интересными и разными, и было решено отправиться с «десантом» в 3 «А» класс. Первый «десант» прошёл вполне успешно: первоклассники не боялись, читали стихи и показывали свои газеты с явным удовольствием от того, что их слушают старшие ребята.
Работа со стихами велась и во время осенней экскурсии в лес («Окружающий мир»). Ребята искали приметы осени, а также старались найти в окружающей природе именно ту картину, которую описал поэт. И если находили, то звали всех и зачитывали отрывок из стихотворения.
Во время экскурсии в Московский зоопарк мы начали освоение важного способа изучения окружающего мира – наблюдения. Во время экскурсии ребята не только слушали экскурсовода и записывали в свои блокноты названия животных, но и наблюдали за поведением животных, их внешним видом. Свои наблюдения они отразили в текстах. А позже сравнили свои наблюдения с воспоминаниями своих родителей.
Но самый главный итог четверти: большинство ребят с удовольствием идёт в школу и включается в различные дела в классе, не разделяя их на «учебные» и «неучебные».

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
kalamutka
Nov. 23rd, 2013 08:32 am (UTC)
Вы читаете мнение родителей на форумах о подобном формате фактически домашнего задания? Мало того, что к созданию подобного дневника первоклассники лично не имеют никакого отношения, зато родителям это доставляет необыкновенное удовольствие, но и дети начинают тихо ненавидеть папочку/тетрадь, в которой надо писать красиво и под диктовку. Родители на работе в поисках картинок и в очереди к принтеру (да, до сих пор не у всех дома есть принтер) либо красиво срисовывают картинки.
О неформальных домашних заданиях на выходных в то время, как д/з в первом классе не должно быть ни под каким соусом и говорить не хочется.
_jk
Nov. 23rd, 2013 10:35 pm (UTC)
Вы правы, многое зависит от наличия общего языка между учителями и родителями. Я, например, как родитель, не люблю заданий, которые направлены на меня, то есть могут быть выполнены только мной и не вызывают интереса у ребёнка. Но выбрать фотографии для альбома, который можно будет взять в школу, мне кажется, вполне интересная задача для первоклашки. И если учителю удается удержать градус интереса и мотивировать детей читать не только "а, караул, через месяц начинаем проверять скорость чтения, а вы не умеете" - то это в целом, в интересах родителей и может быть ими понято. К сожалению, я встречаю много родителей, которые считают, что отдав ребёнка в школу, они выполнили свою святую обязанность, и дальше их задача только расписываться в дневнике.
И если учитель умеет давать задания, интересные ученику, и при этом параллельно заинтересовать родителя пообщаться с ребёнком на тему учебы - это прекрасно. Если не умеет и просто загружает родителей поиском картинок - это печально. Мне иногда казалось (когда младшая дочь училась в первом классе), что я одна не рисую за ребёнка, и что меня за это осуждают. Но тут, опять же, выбор родителей - я не делала ЗА ребёнка никаких заданий и ничего.
kalamutka
Nov. 23rd, 2013 11:22 pm (UTC)
Мне не нравится, что этот "педагогический момент" облекается в форму "сделайте за ребенка". Если бы предусматривалось совместное творчество, запланированное раз в четверть, тогда бы у родителей была возможность спланировать свое время. В предлагаемом варианте "к началу учебного года родители сделали личный дневник" - сколько времени отводилось родителям на создание этого дневника? О моральной поддержке ребенка мне, как психологу, непонятно: переживающему стресс в школе малышу предлагают усугубить ситуацию поглядев на фотографию родителей или любимой игрушки, которая лежит в уютном дома. Нельзя разные психотипы усреднять, если десять человек успокоятся, то у одного усугубится состояние даже при рассказе о чужой маме. И насколько фотографии родственников и пр. приемлемо в этом книге хранить? За четыре года она может неоднократно побывать в руках посторонних людей - не только классного руководителя - и элементарно потеряться. Информация о дате и месте предполагаемой поездки может послужить против ребенка либо его родителей. Наряду с ежегодно ужесточаемыми требованиями о сохранении в тайне личных данных этот "дневник" ... как бы мягко сказать... противоречит политике государства:)
seregina_olga
Nov. 25th, 2013 04:52 pm (UTC)
Я понимаю, что текст мой очень большой и его, видимо, сложно прочитать до конца (там есть и о совместном творчестве, но не запланированном, а спонтанном, как вся наша жизнь). Остановились на дневнике. Раз появилось столько вопросов, охотно поясню: дневник был нужен к началу учебного года, детей еще не было, а родители пришли на собрание в конце августа. Поэтому я и просила их сделать его ко 2 сентября. Данный дневник делается из обычной тетради в клетку приблизительно за 20 минут. ))) Выбор фотографий, их наличие или отсутствие, количество, качество и пр. - это желание детей и родителей: хотите делайте, не хотите - не делайте. Полная свобода воли. В том-то и прелесть данной вещи, что она ЛИЧНАЯ, т.е. такая, как тебе хочется. Не надо никаких очередей к принтеру. Делайте, как можете. В том-то и интерес, что у всех дневники оформлены по-разному. Очередной повод "посмотреть-показать-поговорить".
Я, конечно, не такой психолог-теоретик, как kalamutka, но работаю с такими дневниками не первый год и только лишний раз убеждаюсь, что для первоклассника это поддержка. Не было у меня детей описанного Вами психотипа с отрицательной реакцией на изображения родных людей. Мне кажется, у здоровых детей такое вряд ли встретишь. А сам по себе дневник - не самоцель, это только часть общей работы по созданию доброжелательной атмосферы в классе.
Последняя часть комментария (про противоречие нашего дневника политике государства) мне напомнила сказку, где чистила курочка перышки, а одно и выпало. Курочка не расстроилась по этому поводу и сказала, что так она ещё красивее будет, но сидящие рядом товарки её слова поняли по-своему, и закончилось все грандиозной сплетней о том, что одна курица готова себе все перья выщипать, чтобы петуху понравиться.
seregina_olga
Nov. 25th, 2013 04:18 pm (UTC)
Мнение виртуальных родителей на форумах не читаю, предпочитаю живое общение с реальными родителями тех детей, с которыми я работаю. И то, что предлагаю делать для их детей, не только подробно объясняю, но и выслушиваю их мнение на этот счет. В данном конкретном классе наши мнения совпали. Если данный вариант работы для Вас категорически не подходит, то значит не подходит. Что тут обсуждать или комментировать? "Каждый выбирает по себе..."
У меня в классе нет детей, которые ненавидят свой дневник (причин к тому нет, что видно из моего основного текста). И где Вы увидели, что я требую там "писать красиво и под диктовку"?
( 5 comments — Leave a comment )