?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Программа Постфактум

Каждый учитель в своей работе должен следовать определённой программе. Но... Программа - это не догма, а руководство к действию. Она лишь некий скелет, на который можно и нужно нарастить всё остальное. Потому в непосредственной работе каждый учебный год имеет своё лицо. Вот несколько набросков к тому, как мы проходили программу по истории в завершившейся первой четверти.

5 класс.
Пятый класс – начало начал. Именно с этого класса начинается систематическое изучение истории в школе. Изучение истории не мыслимо вне времени и пространства. И поэтому после вводного занятия, посвященного истории как науке (краткий экскурс – ответы на вопросы: что такое история, зачем её надо знать, кто такие историки и как они изучают тайны прошлого…) разбираемся с ребятами как велся и ведётся счёт лет в истории. Люблю повторять своим ученикам: "Если вы будете по-настоящему знать историю, будете знать всё". Поэтому решаем историко-математические задачки на соотнесение дат нашей и до нашей эры и лет тому назад.
Ну а первая настоящая большая тема для изучения – "В начале начал" (древнейшая история человечества). Естественно, первая проблема – антропогенез человека: кто мы и откуда мы? Подключаем мозги и вспоминаем с миру по ниточке все основные теории происхождения человека (от акта божественного творения, до инопланетян). Потом предыстория человека современного типа. Всегда на ура идёт душераздирающая история жизни австралопитечки Люси (смотрим отрывок из фильма "Одиссея первобытного человека", составляем вопросы к нему и сами же ищем ответы и обсуждаем их).
Затем в парах и группах ищем ответы на вопросы: об отличиях первых людей от животных и наших современников, о первых занятиях и достижениях древних людей. Это в классе, а для самостоятельной работы дома один из фильмов сериала "Как искусство сотворило мир". Причём не просто посмотреть, но разобраться как и что древние люди рисовали на стенах пещер, а главное зачем они это делали.
Ну и наконец, после моего рассказа о великой неолитической революции (переход к земледелию, скотоводству, ремеслу) пытаемся с ребятами разобраться с её последствиями для человечества. Завершающим аккордом к теме стал полёт фантазии детей. Задание столь же просто, сколь и сложно: написать рассказ "Один день из жизни первобытного человека". Условие одно - повествование должно идти от первого лица, а события более-менее соответствовать исторической действительности.
6 класс.
История шестой класс – это эпоха Средневековья. Традиционно принято начинать с всемирной истории, а в центре внимания стоит Европа. Первая тема с условным названием "Лоскутное одеяло Европы" – эпоха раннего Средневековья. Начинаем с Великого переселения народов: все смешалось в подлунном мире – гибнут и исчезают старые империи, новые государства возникают, меняют свои границы и исчезают как картинки в калейдоскопе. Выясняем что гонит людей с место на место, чего они ищут и находят ли. Смотрим фильмы "Готы" и "Гунны" (из сериала ВВС "Варвары").
На руинах старого мира возникает новый, который скрепляет только общая вера – христианство. В группах разбираемся, как была устроена церковная организация, какую роль играла церковь в то время, чем отличались восточные и западные христиане.
Затем, варварские королевства – их появление и развитие на примере государства франков. Главные вопросы для обсуждения: что случилось с землёй на завоеванных варварами территориях, как было организовано управление в новом государстве, что позволило государству франков превратиться в империю и как это произошло, был ли неизбежен распад империи Карла Великого.
Следующий блок: "Блестящая Византия". Как этот осколок Римской империи устоял в волнах Великого переселения? Почему мы называем эту страну Византия, и как называли её сами жители? Величайшие достижения византийской цивилизации – золотой век (эпоха Юстиниана и Феодоры).
Ну и наконец, проблема становления феодализма. Для начала раннее Средневековье в Англии от англо-саксонских королевств до Вильгельма Завоевателя. Европа рыцарская против варварской – фильмы "Вильгельм Завоеватель" или "Гастингс". А потом ищем ответ на вопросы: как и почему крестьяне попали под власть феодалов, как стали строиться отношения между ними. Итог работы свободный рассказ "Это было… или глазами очевидца". Кроме того, небольшая историческая олимпиада по всему пройденному материалу.
7 класс.
История седьмого класса – это история нового времени (кон. 15 – 18 вв.). Первая огромная тема "Начало нового мира". Название этого исторического периода "новое" оправдано. В Европе действительно рождается новый мир.
В первую очередь это новый макро- и микрокосмос – новый взгляд на устройство мироздания и открытие европейцами для себя планеты Земля. Сравниваем гео- и гелиоцентрические системы, представления европейцев о планете и её обитателях. Смотрим фильмы (в основном дома) "Великие географические открытия", "Васко да Гама". Разбираемся с причинами и предпосылками Великих географических открытий. Группы готовят презентации-представления для "европейцев" о "своих" цивилизациях: майя, инки, ацтеки, индусы, китайцы, японцы.
Следующий шаг - сдвиг в решении вопроса о соотнесении Бога и Человека. Зарождение европейского гуманизма и Реформация: пытаемся понять, почему это произошло, сравниваем взгляды католиков и протестантов (Лютер, Кальвин, Мюнцер, Англия), методы их борьбы и её итоги (религиозные войны). Для домашнего просмотра с последующим обсуждением фильм "Лютер – крестовый поход".
Оборотная сторона медали (как соотносятся Бог и Человек) – переворот в искусстве – эпоха Возрождения. Смотрим фильмы "Искусство итальянского Возрождения", "Фламандское искусство Возрождения" сравниваем, обсуждаем и открываем ответ на вопрос – чем отличаются Возрождение Высокое и Северное.
Последний фундаментальный переворот – новый взгляд на общество и государство. Читаем и обсуждаем в классе подборку текстов из "Утопии" Томаса Мора и "Государя" Николо Макиавелли.
Ну а на десерт – эссе: "Ваше отношение к идеальному миру Утопии" и "Живы ли принципы политики, сформулированные Н.Макиавелли, в наши дни"

Comments

ta38471
Nov. 11th, 2013 05:10 am (UTC)
О! Приятно встретить единомышленников. Только что читала про классическое образование в США (это тут такая хомскульная ветвь есть, "Classical child", хорошая книжка основополагающая Susan Wise Bauer "The well trained mind"). Так вот они историю изучают такими же циклами, только 3 раза за 12-летнюю школу. 1-4, потом снова, на более высоком уровне 5-8, потом еще раз, уже с первоисточниками 9-12. В Советском Союзе изучали только 1 раз в 5-8 классах; наверное, в России это продолжается. Мой ребенок пока в 1 классе, изучаем по Susan Bauer (она еще написала учебник для 1-4 класса в 4х томах) античный мир от нуля и до Рима, ребенок в восторге, история - самый любимый предмет.