?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Известный историк Лев Усыкин вспоминает, как изучал литературу в позднесоветское время: http://polit.ru/article/2013/03/02/litra/ В этой связи  Автор видит три  цели, могущие составить предпосылки для национальной идентичности: 1. речевые клише – цитаты, контекст которых понятен всем и потому позволяющие сократить объем информационного обмена (размеры текстов. 2. нечто, играющее роль пароля – позволяющее разделить людей на своих и чужих: чужие не знакомы с школьными хрестоматийными текстами. 3. создание системы национальных безусловных авторитетов – то, что особенно ценно в социумах, склонных к авторитарности. Говоря иначе, если в доме когда-то жил Пушкин, то его уже не снесут ради строительства казино. И финансирование Пушкинского Дома является безусловным обязательством любого российского правительства. Получается некий культурный якорь, общепризнанная ценность, от которой, как от печки можно строить целую ценностную систему. В иных обществах эту роль играет религия – но не у нас… Другими словами, речь идет о малозаметных кирпичиках, лежащих внутри нашей национальной идентичности. \\ Коллеги, возможно вы видите более широкий спектр основополагающих задач? 

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
big_us
Mar. 2nd, 2013 08:48 pm (UTC)
Вижу:)
Научить человека понимать текст и подтекст, научить человека сопоставлять свою и чужую точку зрения по вопросам, не имеющим заведомо верного ответа, рассказать, что происходит с ним и окружающими и какими словами можно про это говорить и думать, развить способность видеть красоту и неоднозначность окружающего мира, жить в разных ролях и проживать несколько жизней.Дать еще один источник эстетической радости.
desreiniger
Mar. 2nd, 2013 09:50 pm (UTC)
Превосходно!
vulgaris60
Mar. 3rd, 2013 08:48 am (UTC)
+ 1 000 000
medovaiagora
Mar. 3rd, 2013 09:28 am (UTC)
____В иных обществах эту роль играет религия – но не у нас…___
Эту роль в любых сообществах может играть только общая вера и ничто иное. Мироздание не обманешь.
Нельзя брать за точку отсчёта то, что находится в этом мире.
Иначе к вашему Пушкину начнут относиться, как к чёрной кошке на дороге или к упавшей вилке - женщина придёт). Как к протоколу, который все типа должны уважать, но который втайне всех достал. Собственно, это мы и наблюдаем благодаря вам, господа учителя.
Я уж не говорю, что, если Пушкина возводить в абсолют, тогда что, и с "Гаврилиады" жизнь делать?
Или хоть с "Онегина" в 14 лет поиграть в разочарование жизнью, а потом Печориным догнаться и прыг из окна - а школа, конечно, не виновата, она ж разумное-доброе-вечное несла. Или пусть из окна не прыгнуть, но уж возненавидеть русскую литературу на всю жизнь благодаря вашему преподаванию и идиотским программам.
Что сказал бы Пушкин по поводу идеи пичкать "Онегина" 12-14 летним детям?? Не просто раз прочитать, а именно пичкать, с разборами, скудоумными "сочинениями" и т.д.? Справедливо называл бы совершающих подобное врагами русской нации и духовными детоубийцами.
Свой-чужой? Америк. советолог, отлично знающий Пушкина, это свой или нет?
Ваша позиция поражает своей, мягко говоря, инфантильностью и непродуманностью. Ваши школы надо разогнать, места зданий распахать с солью:) Только после этого о новой школе можно будет вести речь.


Edited at 2013-03-04 12:48 am (UTC)
shanghainese
Mar. 3rd, 2013 04:34 pm (UTC)
Если вопрос о преподавании литературы, то это еще и переводы, мощнейшая же школа.

(как раз насчёт сравнения точек зрения)
desreiniger
Mar. 6th, 2013 05:48 am (UTC)
Вот, кстати, планы изменения обязательного списка произведений и рекомендуемая Общественной палатой корректировка их оценки: http://news.rambler.ru/17959106/
( 6 comments — Leave a comment )