?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда читаю о Песталоцци, представляю Швейцарию, эту прекрасную, богатую и процветающую страну. А ведь давно,  в  XVIII веке , один швейцарский молодой  подвижник оказался в среде страждущих и бедных людей. Столкнувшись с прозой жизни,Иоган Генрих  Песталоцци решает " заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия". Он задаётся целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с жизнью и повседневным опытом ребёнка, сделала бы его способным мыслить...
      Его метод основывается на вечных законах природы. По Песталоцци, любое познание природы в естественной жизни есть чувственное восприятие, т.е. основа, на которой можно построить обучение ребёнка законам природы. Не нужно никакой зубрёжки, не нужно верить на слово педагогам, а нужно просто наблюдать и жить в гармонии с природой. Ребёнок постепенно уясняет понятия о предметах и явлениях окружающего мира, чтобы достигнуть конечной цели обучения-формированию логичной картины мира. Теория природосообразного образования , которая принесла педагогу великую известность и признание, подразумевает  доведение до  совершенства более простых понятий, прежде чем перейти к сложному, а также пользование всеми органами чувств для познания мира. Важнейшей частью учения о природосообразном образовании является теория элементарного образования. Цель элементарного образования- дать ребёнку основные понятия, на базе которых можно строить и развивать знание об окружающем мире. Согласно Песталоцци, основные свойства любого предмета есть число, форма и название.  У Песталоцци простейший элемент числа-единица, как самое простое  наглядное число, с которым ребёнок в своей жизни встречается первым и осознаёт первым. Простейший элемент формы- линия, как первый элемент " азбуки наблюдения". Простейший элемент слова- звук .
     Нужно, чтобы у ребёнка сформировались  необходимые способности " считать, измерять, говорить".Великий мастер считал, что доведение именно этих способностей до максимума естественным образом и включает в себя познание природы. Его методика преследует двоякую цель- вооружение учащихся знаниями и развитие их мыслительной способности, воспитание самостоятельности мышления. А разве мы, современные учителя, не ставим для себя такой задачи? Вопрос в другом, какие методы мы применяем? Способны ли мы поддержать интерес ученика к занятиям?  Что , в сущности, делал всю жизнь Песталоцци? Он проводил уроки с детьми из низших слоёв, у которых не было денег , чтобы нанять репетиторов и купить учебники. Если дети не усваивали по каким-то причинам материал, он не считал их глупыми, а обвинял себя и искал новые формы преподавания. Позже люди прославляли Песталоцци за то, что их дети легко усваивали учебный материал.Ему удалось научить думать и говорить детей " в соответствиии с законами природы" , без механического запоминания и зубрёжки. На мой взгляд, к этому должен стремиться каждый учитель- научить и не навредить, постоянно совершенствуя своё педагогическое  мастерство.  А что же ученики Песталоцци? Они выросли, построили новые школы и прославили Швейцарию.