?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школа без схоластики

«Повтори еще раз! Ну, теперь ты понял это...» - обычные слова на уроке.

Но, что такое «понять»?
Суметь повторить, пересказать?
Приходит ли понимание от многократного повторения одного и того же?



Наверно, да: народная мудрость говорит, что «повторение - мать учения». Наверно, да: текст параграфа надо прочитать несколько раз, иначе ничего не поймешь.

Но речь идет просто о заучивании, а не о понимании.
О заучивании формул, определений, выводов и резюме.
Схоластика? Да, и переживет всех нас!

И пусть Рабле хохотал над квинтээсенциями сорбоннистов.
Монтень призывал просеивать через сито изречения древних.
А Френе, каждый раз после слова «Школа» вставлял слово догматизм или схоластика.

Школа без схоластики - это противоречие в определении!

Более того, эти сухие выводы и крученые формулировки называют понятиями.
И призывают детей мыслить ими: «Абстрагируясь от частностей, выделяя общее...». При том, что сами педагоги не любят «отвлеченностей»: «Нам надо знать, как конкретно, на уроке, с нашими двоечниками...»

Первая страница учебника Естествознания для 1 класса: «Природа делится на живую и неживую». Первая страница учебника Истории (для любого класса):
«История народов - это история цивилизаций». Лучше бы о производственных отношениях и производительных силах!

Схоластика не выкорчевывается. Новые концепции, учебники, методики… И на смену старой - Новая схоластика.

Не может Школа без таких «понятий»: это удобный формат для перекачки информации Но наша задача другая: не информировать - а учить думать.

И надо б отказаться от готовых выводов, как от вещи бесполезной - дети их не запоминают. И вредной - создается иллюзия понимания.

Вместо выводов - факты. Задача учителя - не обобщать, а отбирать. Отбирать те факты, которые волнуют, производят в-печатление - за-печатлеваются.

Что от-печатывается в сознании легче и быстрее всего? Увиденное своими глазами - «Лучше один раз увидеть...». Эти «картинки» не обязательно на бумаге – они рисуются в голове, мысленно.

Их можно было б назвать «мысленными образами». Мысленные образы - хлеб мышления, здоровая пища для детского мозга. Из этих атомов в голове выстраиваются молекулы настоящих понятий. А определения - как чипсы: вроде как сыт, но полезного для организма мало.

Будем кормить детей «вкусной и здоровой пищей». Показывать картинки на бумаге и, главное, «рисовать» их в голове.

Как? Слово учителя может тронуть душу ребенка, заставить его чувствовать, переживать.

Хуже с учебниками. Кажется, из них сознательно убрали все, что может «производить впечатление». Учебники - это сухой остаток жизни, из которой выбросили все живое.

Вместо учебников в Мастерской - книги. Исторические документы, описания природы, рассказы об экспедициях. На литературе дети читают все же подлинные тексты, а не краткий пересказ их. Почему же не сделать тоже самое на уроках биологии, истории, географии?

Comments

unregis
Jan. 22nd, 2013 08:58 am (UTC)
Готовые выводы выбросить? Отличная идея. Но есть одна маленькая проблема (tm): человечество потратило на создание этих готовых выводов миллиарды человеко-часов. В принципе это время можно сократить. До пары сотен лет на освоение школьной программы путем самостоятельного освоения.
Что до впечатления - это главная проблема современного массового сознания. Что нормальный человек знает из теории чисел? Теорему Ферма. Из физики? Теорию относительности. Из литературы? Мураками. Из линейной алгебры? Ээээ, ничего. Не нашлось там ничего впечатляющего. А из истории средних веков? Готфрида Бульонского и процесс тамплиеров.
Знание буквально заражено "яркими моментами", в результате ничего, кроме ярких моментов, в памяти и не остается.
Зато вот как удобно. Рассказал про впечатляющее событие, и дело в шляпе. Ради интереса спросите 10 знакомых, за что сожгли Джордано Бруно. Яркий же момент.
В конечном итоге цель любого образования - создать у обучаемого ощущение того, что в данной области он не все знает. Яркие, запоминающиеся образы претендуют на решение этой задачи, но, как мне кажется, ее все-таки не решают.
rustam_kurbatov
Jan. 22nd, 2013 10:44 am (UTC)
Впечатление, как говорят психологи, - одна из составляющих Понятия.