?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На занятия по химии приводит маленьких детей фантазия, игра. Глеб Ш. ,пятиклассник, зайдя в кабинет химии, произнёс первый вопрос: «Какие пузырьки надо взять, что бы получить невидимку?»

Вся вторая четверть у меня была забота вовремя остановить Глеба в его поисках эликсира невидимки. Поиски Глеба направлены на сливание всех жидкостей друг с другом «Что будет, если соединить всё из пузырьков на столе вместе? Можно мне ещё добавить из шкафчика жидкость?»

Требования учителя: Вести Записи опытов, разучивать произношение формул, воспроизведение  опыта. Добиться постоянства воспроизведения полученного эффект.

Учимся работать осторожно с веществами. Премудрости собрать пролитую жидкость на столе или разбитое стекло для нас обязательное действие.

Мой старший внук сразу понял проблему Глеба: «Это Лосяш! Дедушка. Из Смешариков. Почему Глеб не стал искать смесей делающих человека легче воздуха?»

Новогодняя  суета пришла в декабре.  Волнения,  предчувствие чудес, ожидание подарков.

Подготовка  к празднику запоминается лучше. Репетиция  предстоящего  новогоднего спектакля проходила со всеми участниками спецкурса и зрители и кураторы постоянно сменялись.

Пятиклассники и шестиклассники пригласили в кабинет химии третий класс.

Программа нашего концерта предусматривала участие зрителей в экспериментах.

М. Никита пригласил к столу зрителей, для показа первого превращения.

Стеклянная трубка в пламени спиртовки изогнулась. Приготовлены тонкие трубочки, капилляры, которые изгибаются очень легко, поэтому почти каждый  гость создавал букву алфавита или просто одну букву Г. Огонь отпугивает и настораживает  многих.

Л.Алина рассказала о желании иметь больше серебряных монет. На столе только медные монеты. А. Окатова  легко исполнила её желание.

Серебряные монеты получены  при произношении: «один, два, три!»

С. Илья получил  чистое серебро. Пробирки, покрытые серебром, разошлись  сувенирами гостям. М. Никита предложил сделать золото! В пробирке на стенках её действительно появилось «золото»!  Все опыты легко объясняются. Мы показали две реакции с названиями «Реакция серебряного зеркала»;  «Реакция медного зеркала»

Ш. Глеб готовил огненный эксперимент. Плавление селитры.

Опыт прекрасно протекает, в селитре сгорает уголь, яркое пламя и неожиданное его появление вызвало бурную реакцию зрителей. Мы готовили разные смеси черного пороха.

Раскаленной  железной петелькой поджигается порох. Запасы пороха, 10 грамм, порциями сгорают и желающих его поджечь много! Облако дыма окутывает потолок. Представление закончилось «С Новым годом!»

Шестиклассники десантировались в другой третий класс.

Новогоднее представление подготовлено опытными, проверенными в работе «Факирами»:

Ш. Сергей превращает порошок малахита в «кипящую»  чёрную «Жидкость»

К. Юнона пробирки заполняет серебром. Протекает реакция серебряного зеркала. Пробирка СЕРЕБРЯННАЯ. Это подарок для новогодней ёлки.

С. Алёна решает превратить железную полоску в золотую.

Подготовка ржавого железа к опыту затягивается – помощники чистят шкуркой.

Алёна опускает одну полоску в жидкость - промывает её и вытирает. Железка чистая!

Все очищенные полоски железа в один миг покрылись «золотом» Только зритель недоверчивый: «Факиры обманули Вас. Получили медь. Желтая плёнка очень похожа на золото.

З. Мирон в приготовленной заранее колбе сжёг фосфор. В затенённом классе было светло при горении фосфора.

Г.Антон продолжил огненный эксперимент – показал горение угля в расплавленной селитре.

Ш. Сергей решает, продолжить освещать затемненный класс и зажигает магний.

Мирон наготовил порох по старинному рецепту в характеристике его сказано «Горит устойчиво, взрывается плохо» Горение пороха происходит быстро, по просьбе зрителей, сжигаем последние заготовки.

На праздник  выставлено то, что хорошо получается и эффектно.

Наша обычная практика – это поиск путей для решения одной задачи.

В декабре предложено получить зеркале на стекле!

Обычное стекло не осаждает серебро и медь на своей поверхности. Поиск средства очистки стекла долгое и кропотливое действие. Вот действия учеников:

1. nbsp;    Использовать этиловый спирт. Протирать стекло.

2. nbsp;    Использовать спирт горячий.

3. nbsp;    Выдержать предметные стёкла в кислотах и согревать кислоту.

4. nbsp;    Ацетон, бензин, скипидар и другие растворители.

Пробовали, и результата нет.

Мне для проведения реакций достаточно иметь чистую не использованную ни разу пробирку, и дети уже знают о необходимости иметь чистые пробирки.

Для нашего случая я приготовил смесь «хромпика»

Безопасность детей всё время требует осторожности с моей стороны. Совсем не обязательно знать Глебу, где хранится концентрированная серная кислота.

Приготовление хромпика: в фарфоровую кружку на 1 л пересыпать, предварительно взвесив 30 г бихромата калия. Налейте 50 мл дистиллированной воды и перемешайте. Далее добавить 0,5 л концентрированной серной кислоты. В данной смеси выдержать посуду день, промыть и высушить. Вся органика с поверхности стекла растворяется.

Серебряное зеркало получится. Мы старались все операции, по получению зеркала проводить с предметным стёклом. Удобно.

После хромпика пробирки чистые и блестящие. Плоские стёклышки руками брать не желательно, только за ребро. Жировое пятно от пальца помешает сделать хорошее зеркало.

Получить медное зеркало сложнее. В чистой пробирке получится, если долго согревать примерно минуту или более до появления меди на стекле.

Напомню, что реакции медного и серебряного зеркала протекают с глюкозой. В случае если хочу медное зеркало получить, приливаю  сульфат меди и щёлочь и обязательно добавлю  ещё гидроксида натрия. Вообще - то дети поправили бы меня обязательно.

Надо получить гидроксил меди. Сливая раствор медного купороса и гидроксила натрия.

Фильтровать осадок. Если фильтрат голубого цвета, произошло не полное осаждение ионов меди, к фильтрату следует добавить щёлочи. Специалист меня поймёт, для требовательных читателей эти тонкости работы не нужны.

Медь осаждаю по методике из «Справочника кустаря»

По оконному стеклу, обработка стекла идёт по рецепту:

сульфат меди - 7г/л

хлористый никель - 2г/л

сегнетова соль - 23г/л

натр едкий - 5-6г/л

сода кальцинированная - 2г/л

формалин 40% - 26мл/л

далее проводим реакцию медного зеркала.

Процесс поиска удачного решения не всегда согласуется с характером пятиклассника.

Пятиклассник требует решения проблемы немедленно, иначе я на спецкурсе не увижу учеников. Поэтому пятиклашки изучают терминологию и воспроизводят показанные опыты. Шестиклассники недалеко ушли по возрасту, но имеющие навыки работы с радостью принимаются за решение правильно поставленной проблема.

Следующая четверть посвящена углеводам. От бумаги до леденца.


Comments

mvyacheslav
Feb. 11th, 2013 05:13 pm (UTC)
Re: Дайджест за январь 2013 года сообщества Другая школа
комментарий не злобный всегда приятен