?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пётр Щедровицкий (из интервью)
http://www.iarex.ru/interviews/32158.html
Мы наблюдаем, как меняется запрос людей к системе образования, а, следовательно, меняется, и достаточно существенно, она сама… Главное, что образовательные учреждения больше не центр. Даже самое лучшее из них не может дать всю полноту образовательных возможностей. В любой школе программа усреднена… Как мы знаем, темп подъёма в гору определяется не первым, а последним. И темп обучения в классе, всегда будет идти по последнему. Поэтому выход на передний план индивидуальной образовательной программы, превращение человека в бенефициара образовательного процесса и есть та серьезнейшая революция, которая происходит на наших глазах. Причём, как на Западе, так и в России…

У нас люди гораздо более самостоятельные, в том числе вследствие кризиса государства в 90-е годы. Мы, в отличие от европейцев, например, понимаем, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и что на государство не всегда стоит надеяться. После развала Союза мы осознали, что всё в наших руках. И постановка технического задания на обучение детей тоже… Люди недовольны тем образованием, которое им дают. Они не хотят быть рабами корпораций, то есть получать от корпорации специализированное обучение, чтобы на неё же и работать. Ведь всё, что корпорации дают человеку, они хотят получить обратно в виде дополнительного дохода. А человек хочет вкладывать в себя … Если вы хотите учить людей делать будущее, вы должны погрузить их в среду, которая сама уже есть это будущее. «Подобное от подобного», как говорили средневековые алхимики. А все это невозможно сделать за «три копейки».

Меняется институциональное ядро образования - это самое главное, что происходит... Изменяется баланс между инвесторами. Если в 19 веке, доминировало государство, вкладывая в своих граждан, в 20 на передний план вышла корпорация, как работодатель и как бенефициар от качественной подготовки своих кадров, то в 21 веке основным инвестором становится уже сам человек. Он получает ключевой доход от правильно сделанных в себя вложений, включая правильное использование бюджетных и корпоративных денег... Человек – автор своей программы развития или программы развития для своих детей. Она может быть составлена на любой возраст. Сейчас семейное обучение растёт гораздо более быстрыми темпами, чем традиционные сферы подготовки и образования.

В Соединенных Штатах… три бюджета на образование: государственный, включая местные власти, корпоративный и бюджет домохозяйств. Государство вкладывает в достижение людьми некоторого среднего уровня, чтобы обеспечить общественную консолидацию и взаимопонимание - возможность существования общества, как системы связей между людьми. Ведь если люди друг друга не понимают, они не могут друг с другом взаимодействовать. Корпорации тратят на то, чтобы готовить и переподготавливать кадры для себя. Они хотят иметь более эффективного производителя. Хотя человек для них всегда, по большому счёту, лишь строительный материал их бизнеса. А ещё человек может сам потратить – на себя. Например, купить компьютерные учебные программы. И это никак не связано ни с бюджетом государства, ни с бюджетом корпораций. Так вот в США третий бюджет, личный, сегодня уже больше первых двух вместе взятых.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Jan. 7th, 2013 09:32 am (UTC)
Дайджест за декабрь 2012 сообщества Другая школа
Пользователь rustam_kurbatov сослался на вашу запись в записи «Дайджест за декабрь 2012 сообщества Другая школа» в контексте: [...] ишет о вечном - о системе образования в России.. http://drugaya-scola.livejournal.com/108806.html [...]
( 1 comment — Leave a comment )