?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ирина Викторовна, учитель четвертого класса, в мимолётной встрече, предложила провести уроки природоведения в кабинете химии. Тема «Полезные ископаемые»

Всегда от предложения до исполнения времени не хватает. Все предполагаемые действия, учитель химии высказал ученикам 10 класса на спецкурсе. «Работайте дети!»

Библиотека располагает учебниками «Природоведения» и наполнена справочниками.

Чтение пяти страниц не занимает много времени. Обсуждение прочитанного текста затягивается. Что будете рассказывать, показывать, что разрушать?


Выписали все названные ископаемые в учебнике природоведения.

Ученики десятого класса образованные люди! Классификация минералов, произведённая каждым на листочке бумаги,  позволила принять решение: кто по какой теме готовит материал. Некоторые темы из текста вырисовываются легко: получение чугуна и стали; руды содержащие  железо, каменный уголь и его сорта, нефть и природный газ, гранит, мрамор и все карбонаты.   Тема: «Осадочные породы»  учитель взял на себя. Выяснилось, что чудесным детям просто недостаточно знаний по курсу химии, экологии, географии, биологии.

Теории происхождения нефти,  появление торфа, угля, способы добычи полезных ископаемых, транспортировка руд и угля, обогащение руд и переработка угля, устройство и работа доменной печи, коксовой батареи, месторождения руд и угля, города в которых находится это производство,  всё это как будто узнают в первый раз.

Приведён  неполный перечень необходимых знаний для проведения урока в четвёртом классе. Из школьного курса удалены все вопросы химического производства, экологические проблемы не обсуждаются. На занятии спецкурса по химии в 10 классе соединяю в один узел проблемы химии и экологии, биологии, экономики. Пример этого обсуждения: светлая нефть и тёмная. Состав нефти  и содержание парафина в добытой из земли нефти. Климат и строительство нефтепровода.

Диаметр трубы, подогревание нефти закладка трубы в землю. В южных месторождениях этого не требуется. Влияние осадка на стенках трубы на пропускную способность трубопровода.    

 Занятие спецкурса позволяет практически взять в руки  пузырёк с нефтью или руду, например магнитный железняк, найти антрацит по характерным признакам.

Олег взялся практически доказать наличие карбонатов в мраморе, раковинах, в доломите.

Настя рассказывает о каменном угле. Алёна о доменной печи и рудах и обогащении их.

Лера о нефти и добычи её. Максим ведёт рассказ о природном газе. Толя согласен подготовить рассказ  о теории происхождении различных видов топлива.

Проверить готовый материал обязательно нужно, что мы и делаем, собравшись в кабинете химии. Умные дети наготовили печатного материала много. Вношу предложение: «Отложите все, все подготовленные тексты и рассказ будете вести предметно – в руках держите «предмет»  о котором вы готовили рассказ.

Первый урок в четвёртом классе прошёл, но радости успеха не испытали.

Второй урок будет более конкретным: «Нефть и газ»

Олег получает метан и сжигает его. Максим готовит прибор для получения этилена и зажигает факел огня. Настя использует керосин и бензин.  Характерный  запах  позволяет узнать нахождение данных веществ в фарфоровых чашках.  В чашках зажгли жидкости. Сравнили пламя и количество копоти.

Мне потребовалось рассказать о способах тушения мелкого открытого огня.

Толя предложил фломастеры  детям, и расписать стол. Лера  смывкой полученной из нефти одним движением убрала все надписи.

4 минуты длился эпизод по видео о переработке нефти.

Второй урок в 4б запомнился детям хорошо. Обсуждали горение бензина, «кипение» ракушки в кислоте, удаление надписей со стола. Горение свечка на столе. Нефть на руках.

Уголь держали дети в руках первый раз!

Подготовить  учителя  «Природоведения» трудное занятие – вывод десятиклассников.


Comments

gkult_biology
Dec. 1st, 2012 10:53 am (UTC)
Здорово, молодцы.