?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Nov. 5th, 2012

Витализм или  «жизненная  искра» спецкурса химии.

Почему, Вячеслав Ильич, мы получаем мыло из мыла?

Спецкурс химия, 10 класс? Звучит устрашаеще,  для  лицея с гуманитарным  уклоном.

Первое   занятие посетило 10 учеников. Чем заняться?  Каким  образом занять руки людей? Год назад получали духи и одеколон. В ту пору,  получали эфиры, разнообразные.

Перегоняли смолу со стволов сосны. Но закрепить аромат трудно, использовали крахмал для пудры, разные  запаха удержали , но не узнаваемые,  образцы хранится в кабинете на почётном месте как медаль.  С сожалением решили: Духи для нас недоступны. 

Моё предложение сделать мыло! Все инструкции направляли меня на получения мыла из детского мыла! Описание проделанного предоставляю на обозрение.



 Почему, Вячеслав Ильич, мы получаем мыло из мыла?

 

Первый этап литературный обзор.  Направления поиска:

1.      Приготовление  мыла в домашних условиях. 

2.      Виды мыла

3.      Промышленные способы получения мыла.

4.      Жиры их состав.

Напечатали  рецепты, осознали объём предстоявшей работы для рук.

Второй этап протекал  в обстановке веселья и оптимизма. Любят дети конкретные задания! Предстояло резать и измельчать кусок мыла. Пробирочный опыт перерос в поточное получение мыла. Много стружки получено, водяная баня приняла все стаканы со стружкой мыла. В дальнейшем мы разделили поиск лучшей технологии и рецепта приготовления мыла. Бригады по два человека решали самостоятельно способ решения проблемы. Прошу прощения у читателя, я технологию процессов из повествования исключаю. Интенсивный труд лицеистов перестал давать видимый результат. Причину нашли быстро: тепла  для плавления мыла недостаточно. Прогревание на открытом огне, неудачное решение. Песочная ванна более выгодна, но внимание не ослаблять.

 От песочной бани не отходить. Пробовали  создать консистенцию сметаны добавлением воды, глицерина, этилового спирта, кислотами.

Отобрали  пробы жидкого  мыла  для проверки  pH=8,5 

В дальнейшем прибор pH метр и лакмусовые полоски активно использовали. В одном рецепте указывают на нейтральное мыло. Мы решили снизить pH=8,5 до pH=7 до  нейтральной реакции, в полученное месиво, добавляем  кислоты: стеариновую, пальмитиновую и даже минеральные кислоты соляную, серную. Бригады решают самостоятельно, способы снижения реакции среды.

Всё время контролируем кислотность среды.

 Выясняется, на спецкурсе не хватает  места для работы бригад, и  химической посуды.

С удивлением вижу наполнение кабинета новыми бригадами. 

Следующий этап исследований наполнение мыла ароматами.  Вмешивали по 1 мл духи, например Красная Москва, масло розы, шиповника, и хвою ели, сосны, мяту, укроп,

каркаде  чай.

Отдельно требуется рассказать: мы собрали живицу сосны и ели. Перегонка  смолы проходила с использованием растворителей: Уайт-спирт, спирт этиловый, скипидар, №647.  После сухой перегонки смолы мы собрали скипидар. Вот его - то мы использовали в одном опыте. Получили  скипидарное мыло.

Все полученные образцы долго сохли, и казалось всё неудачно. Разочарование?

 На очередном  обсуждении результатов  выяснилось, в чашках находится мыло!

Мыло с ароматами, мыло  с неровными краями.

Поступает предложение заливку мыла осуществлять в формы. Где их взять? И мыла такого количества мы не наготовим. В гончарной мастерской все  десятиклассники не уместились, но пять человек решили лепить формы. Это посещение оказалось неудачным. Почти все наготовленные формы лопнули при выпечке.

Хохотушка Лина предложила: «Я готовила  смеси мыла и согревала в микроволновой печке. Всё прекрасно получается, быстро, и все компоненты легко добавлять по  рецептам!»

Валерия задала вопрос: «Почему, Вячеслав Ильич, мы получаем мыло из мыла?»

Третий этап. Количество бригад уменьшилось до двух. Причиной тому было  ……..

сало свиное, говяжье, подсолнечное масло. Далее работа организована по опытам малого практикума. Не вдаваясь в химические подробности, для читателя, перечисляю названия опытов: Омыление жиров щёлочью в водном растворе,  Омыление  жиров щёлочью в водно-спиртовом растворе, Растворимость и обменные реакции мыла, Гидролиз мыла, эмульгирующие  и  моющие свойства мыла, Выделение жирных кислот из мыла, Образование акролеина при разложении жира. На этом этапе охрана школы активно требовала  дымовую завесу от жиров убрать.

 Справедливые требования: «Работайте в вытяжном шкафу!»

Четвёртый и заключительный этап. Научно-практическая конференция 10 класса. Присутствовал весь класс. 30 октября.

Олег  К. «Получение  мыла в лаборатории»  Резюме доклада:

« Мыло мы получали на уроках не очень «аппетитным» способом. Мы брали сало и другие жиры и  растительное масло.  Взвешивали, в пробирке с растворами щелочей  кипятили. Раствор сначала расплавлялся, затем мутнел. Через некоторое время на поверхности образовывался слой мыла. Я высаливал раствор. Мыло после остывания легко снимается, и  его использовали для опытов дальше»

Настя М. «Химические  процессы получения мыла из жиров» уравнения химических реакций, формулы кислот, условия протекания процессов не описываются мною. Это легко найти в учебнике.

Настя М. подготовила краткое сообщение о составе детского мыла.

Максим З. «Рекорды в приготовлении мыла» один пример. Кусок мыла 2 метра 84 сантиметра. Запись в книге рекордов Гиннеса.

Толя Б. «Самое дорогое мыло» 125 долларов за 120 граммов. Это мыло содержит Хитозин и серцин, серебро, коллаген – вещества сохраняющие структуру кожи.

Валерия Т. «Чем люди мылись до приготовления мыла?»

Мы увидели очень мелкий песок, мыльную глину, золу.

Глеб М. «Первое мыло»

Вячеслав Морозов « Теория Витализма в истории химии»

Материала по конференции много. Божественная искра прошла по слушателям, родятся вопросы.

1. Сапун гора –Что это обозначает?

 2. Действительно ли бычья желчь и мозговые кости, разложившаяся моча и свежий помет, яичные желтки и кипящее молоко, мед и пивные дрожжи, теплые отруби и бобовая мука, селитра и гуммиарабик, опилки, зола  используются для мытья тела человека?

3.Сколько видов жиров известно?

4.Почему нет определённой температуры плавления у жира?

5.Почему жиры разного цвета?

6.Почему пахнут жиры, и не всегда приятно?

7. Масляные краски художников на каком масле смешиваются?

8. "жирное" пятно, не исчезает при нагревании, а, наоборот, еще сильнее расплывающееся, почему?

9. Чем можно вывести жирное пятно?

10. Человеческое тело использует жирные кислоты ?

11. Из каких веществ состоит головной мозг?

12. Почему сахар, глюкоза  и все углеводы связывают с ожирением человека? Это разные классы соединений.

13. Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Почему жертвы и получение мыла до сих пор в кричалках:  Судью на мыло?

14.Когда появились заводы по получению мыла в России?

 15. Почему мыло из магазина белое?     Вы получили серого цвета мыло.

16.Что такое ядровое мыло?

17. Правда ли что казеиновый клей вводят в состав мыла?

18. Алюминиевое мыло есть ли такое? Для чего его создали?

19. Почему в кабинете химии запрещается принимать пищу и пробовать вещества на вкус?

Мы упоминали в докладах,  о шведском  химике  Карл Вильгельм Шее́ле

Курьезная страсть Шееле пробовать на вкус всё, с чем он имел дело (по другим сведениям, в те годы при описании вещества необходимо было в обязательном порядке указывать его вкус), стоила ему жизни. В 1786 году его нашли мертвым на своем рабочем месте в окружении массы ядовитых реактивов; некоторые источники приписывают его смерть синильной кислоте.



Comments